ФЭНДОМ

Bereginya3.jpg

Берегини  - в славянской мифологии добрые водные духи, в облике женщин. Они живут по берегам рек, предсказывают будущее, а также спасают маленьких детей, оставшихся без присмотра и упавших в воду. Вера в берегинь («живущих на берегу» «оберегающих») была, по-видимому, достаточно распространена в Древней Руси. О ней неоднократно (и, конечно, с осуждением) говорится в различных сочинениях отцов церкви: «Одна из вставок в «Слове о том, како первое погани кланялись идолам» приписывает восточным славянам веры в берегынь. В слове, носящем сходное заглавие, но обозначенном именем Иоанна Златоуста, говорится: и начаша жрети... упирем и берегыням... – и далее: и рекам, и источникам, и берегыням». [Кагаров, 1918]. Е.В.Аничков считал «требы упырям и берегиням» «ядром древнерусских верований» [Аничков, 1914]. Судить о том, что представляли собой берегини, по достаточно отрывочным свидетельствам трудно. Часть исследователей видит в них «предшественниц» русалок или отождествляет их с русалками. Действительно, берегини определенно связаны с водой; им, по-видимому, подвластны и некоторые существенные стороны жизни людей. Поэтому предположение о связи берегинь и русалок небезосновательно.Берегини- бродницы часто указывали путникам, где расположен брод. Однако, ныне  нужно опасаться и этих  добрых духов, ибо многие из них стали злыми лобастами, когда  люди забыли о Русалиях и перестали следить за чистотой вод. А коли озеро, либо старое  русло реки становилось болотом - все водные жители либо переселялись в живые реки и озера, либо  становились болотниками и болотницами. 

       Одна из наиболее оригинальных  трактовок образа берегинь принадлежит Д.К.Зеленину:«Поскольку русалки часто появляются на берегах рек, постольку название берегинь было бы к ним приложимо. Но в народных говорах название это неизвестно. Судя же по контексту речи, под берегинями" в слове (т.е. в двух древнерусских поучениях, известных по рукописям  XIV- XV вв. –М.В.) разумеются скорее  не русалки, а весьма близкие к русалкам сестры- лихорадки. 

   Согласно народным верованиям, вода – традиционное местообитание не только лихорадок, но и многих болезней.       Поэтому, следую логике Д.К.Зеленина, можно допустить, что связанные с водой берегини были не столько «непосредственными прообразами» сестер – лихорадок, сколько наделялись властью над болезнями (возможно были и персонификациями болезней.)

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики