ФЭНДОМ

Вий Править

Viy.jpg

Вий (Вий Чернобогович) – один из ключевых отрицательных персонажей славянского пантеона Дасуней, богов Нави. Вий – один из первых и один из сильнейших сыновей Чернобога, воплощения абсолютного хаоса, тьмы и разрушения.

По славянским поверьям Навь (ее также иногда называют Темной Навью в противовес Светлой Нави – Слави) разделена на три царства. Владыкой Верхнего до поры до времени был Горын . После гибели Горына этот слой Нави долго пустовал, пока не был занят Велесом . Нижним Царством испокон веков владел Кощей. А вот среднее Царство Чернобог отдал Вию. Хотя, на самом деле, существуют и другие версии административно-территориального деления Нави. В соответствии с одними Вий владел как раз Верхним Царством, по другим – Нижним Царством. Однако к сущности трактовки образа Вия эта информация не имеет никакого отношения.

Вий представлялся нашим предкам как могучее практически непобедимое чудовище (реже – страшный сутулый старик). Он был силен и неповоротлив, управлял темными воплощениями всех стихий. При этом Вию служила всевозможная нечисть, без которой этот страшный бог, как минимум, не мог бы смотреть на мир. Дело в том, что у Вия имелся некоторый врожденный дефект – его веки были слишком тяжелы для того, чтобы он мог держать их открытыми без посторонней помощи. Очевидно, всему виной проклятье Сварога, посланное на голову побежденного Чернобога во время Изначальной Битвы. Так или иначе, но Вий не мог самостоятельно держать свои веки, поэтому его слуги постоянно поддерживали их черными калеными вилами (этот эпизод хорошо известен всем нам благодаря бессмертному произведению Николая Гоголя).

2.jpg

Любой, на кого взглянет Вий, тут же умирал (если был смертным) или обращался в камень (если являлся существом более высокого порядка). Не многие боги имели мужество сойтись с Вием в честном поединке. Тем не менее, это чудовище не одержало над Ирийскими богами ни одной победы, не смотря на всю свою ужасающую мощь. Зато людскому роду Вий попортил немало крови. Будучи сильным магом, он постоянно насылал на людей эпидемии и стихийные бедствия.

Вместе с тем, стоит отметить, что в облике Вия угадываются и положительные черты. Например, Вий с особым энтузиазмом изводит людей злобных или духовно слабых. А вот человека крепкого как телом, так и волей Вий вполне может отпустить. Таким образом, этому богу присуща некоторая доля справедливости, хоть и весьма своеобразной.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики